Встреча болельщиков и представителей «Факела» состоялась на клубной базе в Тенистом в среду, 27 марта. Стороны обсудили качество игры сине-белых, финансовое положение клуба, состояние Центрального стадиона профсоюзов, вопросы продления контрактов с лидерами команды и выстраивания диалога с фанатами. Главные претензии болельщиков и ответы на них руководителей клуба записал корреспондент РИА «Воронеж».
Претензия №1. Состояние Центрального стадиона профсоюзов
Один из болельщиков спросил, почему Центральный стадион профсоюзов не является собственностью клуба.
– Мы являемся заложниками ситуации. Мы не в восторге от стадиона, но другого у нас нет. На последней игре был исполнительный директор ФНЛ Иван Шабанов. Он отметил, что, скорее всего, стадион получает лицензию последний год. Если ничего не будет предпринято, лицензии не будет. Как вариант, рассматривается создание дополнительных мест на «Чайке». Минимальная вместимость стадиона по регламенту ФНЛ должна быть 3 тыс. мест. Такая возможность есть, но это требует обсуждения. (При открытии «Чайки» отмечалось, что дополнительные трибуны доведут ее вместимость максимум до 1,5 тыс. мест. – Прим. РИА «Воронеж»). Клуб не потянет содержание и обслуживание Центрального стадиона профсоюзов. Сейчас ведутся переговоры руководства области и профсоюзов о возможности совместной реконструкции. Если будут определенные затраты, должны быть и определенные обязательства.
Претензия №2. Отсутствие точек питания во время матчей
Поклонники команды пожаловались на то, что во время игр «Факела» у них нет возможности купить даже горячий чай.
– Мы слышим пожелания организовать торговые точки, которые будут реализовывать общепит. Мы приглашаем различные компании. Они приезжают, несут затраты на оплату труда продавцов, оплату электричества, которое нужно для подогрева пищи. Последний выезд одной из компаний принес ей убыток в 24 тыс. рублей. До поднятия температуры – а это позволит сократить затраты на электроэнергию – компании отказались приезжать на матчи. Информация размещена через городское управление предпринимательства. Если у вас есть конкретные предложения, компании, которые готовы работать, – обратитесь в клуб. Мы с удовольствием предоставим право торговать на матчах, – ответил генеральный директор «Факела» Виталий Середин.
Претензия №3. Отсутствие реакции клуба на массовое задержание фанатов после матча с «Авангардом»
Один из фанатов заявил, что «Факел» не помог своим фанатам в ситуации с их задержанием после матча против курского «Авангарда».
– Было ясно, что это какая-то операция полиции. Информацию о том, что с людьми, какие протоколы в их отношении оформляются, мы получили только спустя несколько часов. За эти часы клуб не сделал ничего. Не предоставил номер телефона, по которому родные задержанных могли бы обратиться с вопросами. Не выступил со своей позицией на этот счет. Сейчас мы знаем, что болельщиков начали отпускать через пять-шесть часов. А тогда, в конце дня, мы ничего не знали. Клуб мог помочь с адвокатами, но он самоустранился. Негативный фон формируется в том числе из-за того, что люди требуют от вас не только спортивных результатов, а и простого человеческого отношения, но не получают этого, – сказал болельщик.
На претензию ответил заместитель директора по безопасности Владимир Черномаз.
– Почему людей забрали – вы знаете, это очевидно. Позицию клуба сейчас объясню на примере первых игр текущего периода. Мы провели две игры. После них мы сразу получаем представление от полиции о негативном поведении болельщиков. Нам убедительно рекомендуют принять меры. Одна из этих мер – ограничить доступ болельщикам на игры. Клуб в данном случае ведет себя лояльно. Мы ни одну из рекомендаций не воплотили, – заявил Черномаз.
Болельщики также пожаловались на то, что полицейские не пускают на матчи с рюкзаками, требуя сдать их в камеры хранения, которых на Центральном стадионе профсоюзов нет.
Претензия №4. Неудовлетворительное состояние спортивной инфраструктуры на клубной базе
По словам гендиректора Виталия Середина, клуб согласовывает смету на строительство третьего поля на базе. Также он отметил, что «Факел» оплачивает аренду базы.
– Покрытие должно быть искусственным и современным. С подогревом. Будет реконструкция, возле полей нет освещения, – сказал Середин.
Претензия №5. Отсутствие стабильного пула спонсоров
Виталий Середин отметил, что переговоры о возвращении спонсорства «ТНС-Энерго» идут полным ходом.
– Клуб существует на пожертвования. Идут переговоры о возвращении сотрудничества с «ТНС-Энерго». Договор о пожертвовании находится на согласовании в Москве. Компания снова станет титульным спонсором, ее логотип вернем на форму. Также существует софинансирование в рамках бюджета, который взял на себя затраты, связанные с тренировочным и игровым процессом. Оплачиваются переезды и гостиницы.
Болельщики порекомендовали руководителю клуба нанять отдельного сотрудника, который бы не имел оклада, но получал бы проценты от каждой заключенной сделки с потенциальным спонсором.
– Я готов встретиться с вами в нашем офисе и рассмотреть этот вопрос. С удовольствием приму вашу помощь, – ответил Середин.
Претензия №6. Качество игры
Один из болельщиков прервал обсуждение проблем клуба как организации репликой: «Я Орех. Че мы все о финансах говорим? Мы бегать будем? Будем играть или как?».
– Руководство дало нам возможность подготовиться, у нас были сборы. Планировали подписание игроков, которые нас усилят. Пока из них играет Иван Олейников, которого мы считаем перспективным. Да, результата сейчас нет. Надо потерпеть. Я считаю, мы конкурентоспособны. Во всех матчах мы играли на равных. За исключением только второго тайма против «Химок». Стандартные положения не идут, да. На тренировках у Максима Кузьмина нормально получается – хорошая подача, неплохой удар. А в игре с «Балтикой» ближнего соперника перебросить не мог. Может быть, попробуем других исполнителей. Но мы не ищем крайних. Ошибаются все – и я тоже. К примеру, в матче с «Балтикой» могли выпустить третьего центрального защитника и бить по аутам, удерживать победный счет, – сказал главный тренер команды Игорь Пывин.
Претензия №7. Падение посещаемости
Болельщики отметили, что за последние годы «Факел», который еще в 2015 году был одним из самых популярных клубов ФНЛ, опустился на дно таблицы посещаемости лиги.
– Вы считаете, что нужно ввести какой-то возрастной ценз и детей пускать на матчи бесплатно? Давайте обсудим. Дети из спортшкол свободно проходят на стадион. Снижение посещаемости – не моя вина. Количество людей, ходивших на стадион, при мне не стало меньше. Когда я пришел, задолженность по зарплатам была свыше пяти месяцев. Задолженность по налогам вообще называть не буду. Сейчас этого нет. Нам выезжать на соревнования не на что было. А теперь везде участвуем. Моя работа администратора как раз в этом. Все вопросы сразу решить нельзя. Давайте улучшать работу с болельщиками вместе. Я жду вас с предложениями, – ответил Середин.
Фанаты высказали претензии о выстраивании работы с рядовыми болельщиками.
– Специалист по работе с болельщиками для руководства клуба – это «безопасник» фан-сектора и все. Именно так все идет от клуба. У людей, которые поддерживают команду на выездах и обитают на «Юге-3», вопросов к этому специалисту нет. А вот почему клуб выстраивает свою работу так, что человек отвечает только за фанатский сектор, – вот вопрос! – высказали активные болельщики.
На этот вопрос руководители «Факела» не ответили.
Претензия №8. Отсутствие стратегии развития «Факела»
Фанаты поинтересовались, почему клуб решает сиюминутные задачи и не имеет долгосрочной стратегии. Генеральный директор «Факела» не согласился с формулировкой.
– У нас есть стратегия развития клуба до 2023 года. Она состоит из 150 листов. Выложить ее на сайт? А зачем? – поинтересовался управленец.
Претензия №9. Отсутствие внимания к воспитанникам воронежского футбола
Болельщики отметили, что воспитанники местных спортшкол уезжают из города в 12-14 лет, а потом пробиваются в профессиональный футбол через другие клубы.
– Рычагов остановки этого процесса нет. Так во всех регионах происходит. Если родители хотят его увезти – они это сделают, мы никак в это не вмешаемся, – ответил спортивный директор «Факела» Сергей Егоров.
А главный тренер команды Игорь Пывин подчеркнул, что клуб осознает необходимость местных воспитанников.
– Это надо вернуться на многие годы назад. Клуб испытывал проблемы при заявке, потому что не было доморощенных футболистов. А они нужны, потому что, когда есть большие деньги, приезжают иногородние игроки, отрабатывают контракт и уезжают. А клуб остается с долгами. И наши руководители сделали большое дело, что сохранили «Факел». Команда комплектовалась с большими проблемами. Губернатор сделал все, чтобы клуб был устойчив. Сейчас время перемен. Мы рады будем возвращать уехавших воронежцев, но они на контрактах с другими клубами. Будем разговаривать. Костяк должен состоять из местных – это футбольный закон, – подчеркнул специалист.
Претензия №10. Промедление с продлением контрактов ведущих игроков
Накануне встречи с болельщиками капитан Игорь Лебеденко признался в интервью, что клуб еще не начинал с ним переговоры о продлении договора, хотя за месяц до этого спортивный директор клуба заявил, что диалог уже начался.
– Мы со всеми ребятами будем разговаривать. И предложим те условия, которые мы можем потянуть. Не согласятся – ничего страшного, будут другие футболисты! – сказал Егоров.
Поднялась волна возмущения, и Игорь Пывин поспешил заявить, что решение о предложении новых контрактов лидерам будет принято немного позже.
– Мы будем разговаривать с каждым игроком отдельно. Вы должны понимать, что это такой процесс, что футболист может взять паузу на размышление, обсуждение этого варианта с семьей.
Претензия №11. Информационная открытость клуба
В ходе диалога болельщики спросили, зачем клубу два спортивных директора, если в комплектовании команды принимает участие и главный тренер. Середин ответил, что работавший заместителем спортивного директора Сергей Савченков уже покинул команду. На вопрос, почему «Факел» об этом не сообщил, руководитель клуба не ответил. Он попросил сформировать активную группу болельщиков, которая бы организованно могла передавать в клуб свои пожелания.
Претензия №12. Руководство не несет ответственности за невыполнение задач
Болельщики поинтересовались у представителей клуба, кто понесет ответственность, если команда не попадет в десятку лучших команд лиги.
– А какая разница, пятое или пятнадцатое место? Для меня есть две задачи – выйти в Премьер-лигу и не вылететь, – ответил спортивный директор Сергей Егоров.
Претензия №13. Зимняя селекция
Некоторые из болельщиков выразили возмущение тем, что клуб подписал новых футболистов, которые не выходят на поле.
– Если они сейчас не играют, это не значит, что они не будут играть до конца сезона. Еще 10 матчей впереди! Если вы хотите просто посмотреть на этих футболистов – приходите на тренировки. А нам нужны игроки, чтоб не «посмотреть», а чтобы давать результат. В стартовом составе могут выйти 11 футболистов, я не могу выпустить всех. Олейников полностью провел сборы, он выходит на поле. А Джабраилову и Аршакяну еще нужно набрать форму. Всех игроков мы подписали на контракты с минимальными условиями. За исключением разве что Проича, – сказал Пывин.
Претензия №14. Отсутствие официального клубного магазина атрибутики
Болельщики выразили недовольство тем, что «Факел» не пытается зарабатывать на своей аудитории – любители футбола не могут купить у клуба игровую майку.
– Этот момент обсуждался на заседании совета по содействию развития клуба. К единому мнению мы не пришли. То, что тратят болельщики, не составляет и одного процента от бюджета клуба. Я готов поднять вопрос еще раз, но нужно подсчитать примерный объем выручки и понять, будет ли содержание магазина себя окупать, – ответил гендиректор «Факела».
В завершение диалога руководитель клуба пообещал организовать следующую встречу с болельщиками после окончания сезона-2018/2019 во Дворце культуры железнодорожников.